По мере нарастания авторитатных тенденций сильной президентской власти казахстанские новости становятся все более серыми и безликими. Даже такие экстраординарные события как участившиеся конфликты и столкновения с межнациональным подтекстом, факты коррупции и злоупотреблений в государственных органах и другие малоприятные вещи, если только они не озвучены с самой высокой трибуны, что фактически равнозначно высочайшему указанию по их обнародованию, многие казахстанские телеканалы предпочитают замалчивать или освещают крайне скупо. Этому, безусловно, способствует и деятельность министерства информации и культуры, которое уже пора бы назвать министерством антиинформации и контркультры.
Правда, до недавнего времени, новости ближнего и дальнего зарубежья жители Казахстана могли смотреть без купюр и искажений. Но это только до недавнего времени. Не знаю, что случилось в течение последних недель, то ли весеннее обострение у министра информации приняло еще более крайние формы, то ли власть разродилась очередным закрытым указанием, а может быть журналисты, замордованные сверхбурной деятельностью своего министра, боятся даже собственной тени, в принципе это не так и важно. Важно то, что мы сделали еще один шаг от цивилизованных стран и, разумеется, от ставшей навязчивой идей мечты стать председателем ОБСЕ.
С чего такие выводы, спросите вы? А вот с чего. Просматривая, как и другие тысячи телезрителей, в субботу 31 марта с.г. программу «Неделя» с Марианной Максимовской», транслируемую по российскому спутниковому каналу «Ren-TV», заинтересовался сюжетом о президенте Ингушетии Мурате Зязикове. Добротный, грамотно сделанный сюжет, где достаточно взвешено была выражена позиция как сторонников президента, так и его оппонентов. Но гораздо больший интерес вызвала информация о крутых коттеджах «новых ингушей», строящихся в столице Ингушетии. «В элитном коттеджном поселке сейчас распродажа. За этот коттедж просят 150 тыс. долларов», - звучит голос за кадром. В кадре шикарные двух-трехэтажные здания из красного кирпича.
Решил повнимательней рассмотреть эти коттеджи в повторе программы «Неделя» по столичному каналу «Эра-ТВ» в этот же день вечером, сравнить их с нашими астанинскими коттеджами такими же по планировке (если не попроще), но стоимостью уже почему-то в миллионы долларов. Однако при просмотре этой передачи по казахстанскому каналу обнаружились странные вещи. Кадры элитного коттеджного поселка с комментариями по поводу стоимости зданий напрочь исчезли. Кроме этого существенно урезанной оказалась та часть сюжета, в которой звучали слова оппонентов президента Зязикова с критикой в его адрес. Не постеснялись неведомые цензоры вырезать также сенсационное заявление губернатора Кемеровской области Амана Тулеева о том, что система газозащиты во взорвавшейся шахте была кем-то заблокирована.
Я не ставил себе цели специально выискивать кадры, подвергнутые цензуре на разных каналах, рассказываю только о тех, на которые случайно обратил внимание. Возможно, их гораздо больше. Вызывает тревогу тенденция дезинформации путем умолчания. Вот в новостях по телеканалу «Хабар» прозвучало, что Казахстан по экспорту муки находится на третьем месте в мире после Евросоюза и Канады. И вскоре в других СМИ звучит – «Ура! Мы уже на третьем месте в мире по этому показателю», причем Евросоюз, объединяющий 27 стран, уже не упоминается. Так может мы уже и в пятьдесят развитых государств давно вошли по подобной методике подсчета, только пропагандисты-дезинформаторы от соответствующего министерства не спешат нам об этом объявить. Ведь сравнительно недавно газета «Время» раскопала, что Казахстан по оценкам международных организаций по уровню конкурентоспособности в 2005 году уже находился на 56-м месте в мире, а в 2006 опустился на 61-ое. А следом «Казахстанская правда» пишет, что Казахстан за этот период поднялся с 56-го на 51-ое место. А всего то делов цифирку одну подправить, авось никто и не заметит.
Но шутки шутками, а если серьезно, то жаль журналистов, которых запугали так, что они добровольно «режут» острый материал, лишь бы не навлечь на себя гнев вышестоящего министерства. А еще больше жаль народ Казахстана, который кто-то пытается лишить конституционного права на получение информации.