"Не бывает бедной страны, бывает плохое управление". Конфуций.
Во что конкретное выльется административная реформа, идущая в стране, и как она коснется местных чиновников, - об этом мы беседуем с заместителем начальника управления агентства по делам госслужбы по Павлодарской области Г.Г. Ибрагимовым.
Зачем нужна реформа?
- Габдулгани Габдулхакович, чем вызвана административная реформа?
- Пришла пора менять стиль управления страной, чтобы войти в число конкурентоспособных стран, создавать конкурентоспособную экономику, улучшать жизнь народа. Корнями административная реформа восходит к Стратегии развития "Казахстан-2030", в которой седьмым приоритетом развития страны обозначено формирование профессионального Правительства. Все эти годы шла долгосрочная работа в этом направлении.
28 декабря 2007 года подписан Указ Президента "Об оптимизации должностей государственных служащих", согласно которому вносятся изменения в реестр должностей государственных служащих. Для реализации этого Указа агентство по делам госслужбы РК утвердило на днях новые типовые квалификационные требования к должностям административной государственной службы. К примеру, для госслужащих обязательно знание государственного языка, требуются знания стратегического планирования, бюджетного программирования и основ менеджмента. Есть структурные изменения.
- Как эти структурные изменения отразятся на местных органах?
- Согласно реестру и типовым требованиям сейчас на уровне акиматов должны быть приняты решения о перерегистрации госорганов области. Например, департаменты будут переименованы в управления как самостоятельные органы государственного управления, а территориальные управления, находящиеся в подчинении у центральных органов, будут, напротив, департаментами или инспекциями. Потому что департамент означает подразделение, а управление - это самостоятельный орган. Упраздняются отделы внутри отделов - они будут секторами. Еще одним новшеством явились межрегиональные структуры. К примеру, уже создана Южноказахстанская земельная инспекция (куда вошли ЮКО, Жамбылская, Кызылординская области), создается центральная инспекция, куда войдут еще несколько областей.
Однако следует подчеркнуть, что органы госуправления нынче в ожидании еще одного важного нормативно-правового акта - постановления Правительства о типовых схемах управления областями, в котором и будут конкретно расписаны структуры. Пока не получен этот нормативный документ, ничего конкретного нельзя предпринимать.
Каков рейтинг - такова зарплата
- Что нового, кроме структурных и должностных изменений, привнесет реформа?
- Принципиально новое явление - ежеквартальная оценка качества работы административного госслужащего. По десятибалльной системе будет создан рейтинг каждого госслужащего, исходя из которого руководитель может премировать сотрудника, делать надбавку к зарплате или, в случае низкого рейтинга, - направить на переобучение. Оценка должна быть объективной. Это основа менеджмента.
- Кстати, насколько увеличится заработная плата госслужащих? Планировалось ведь приблизить заработную плату госслужащего к уровню зарплаты в частном бизнесе, что должно содействовать уменьшению взяточничества, коррупции. И еще - речь шла не о премиях, а бонусах...
- Для обеспечения социальной защиты госслужащих будет повышаться их заработная плата до уровня, конкурентоспособного с частным сектором. Премирование будет осуществляться на основе оценки деятельности каждого отдельного госслужащего. Для привлечения на госслужбу высококвалифицированных специалистов будет внедрена контрактная система найма и оплаты труда. Руководители для этого будут иметь специальный фонд.
А пока увеличение зарплаты возможно, но в пределах утвержденного фонда финансирования. Руководитель имеет право определять численный состав (уже после утверждения структуры ведомства) государственных служащих самостоятельно, он может сократить часть работников и за счет этого увеличить зарплату остальным. На 2008 год фонд уже утвержден - в пределах прошлогоднего.
Кого сократят?
- Уже подсчитано: 576 госслужащим грозит сокращение...
- В последние годы проведена большая работа по разграничению функций и полномочий госорганов. Много государственных функций было передано в конкурентную среду. Созданы государственные холдинги и СПК, которые также приняли часть госфункций, выполнявшихся ранее министерствами и акиматами.
Однако численность госслужащих осталась прежней, даже увеличилась. Поэтому оптимизация госслужбы необходима, и она должна пройти на основе функционального анализа должностей. Эта методика применена с 2008 года ко всем
госорганам. Кроме того, в структурных подразделениях госорганов будут сокращены промежуточные звенья, тем самым увеличивается скорость прохождения документов и повышение качества принимаемых решений. Так, в областных и районных территориальных органах, в городских, районных и сельских акиматах и в отделах упраздняются категории С-О-7, С-R-6, Е-6, Е-R-6, E-G-5 (специалисты). Внутри некоторых департаментов были управления, начальники которых относились к категории D-O-3. Теперь они просто начальники отделов, а нижние категории подняты выше, тем самым ликвидирована последняя ступенька - категория D-O-7.
- Что будет с теми, должности которых ликвидируются?
- Сейчас мы информируем акима области К.А. Нурпеисова о том, что в связи с принятием Указа предстоит трудоустроить 255 специалистов местных госорганов (о территориальных должна заботиться Астана). В то же время в области есть 338 вакантных должностей госслужбы, с учетом этого только порядка 200 госслужащих, предположительно - с низкими категориями, людям со средним образованием придется идти на гражданскую службу. Но и они будут трудоустроены, уверен, без работы никто не останется.
Как управлять нами?
- Как Правительство намерено добиться модернизации гос-
управления, формирования корпуса профессиональных госслужащих, соответствующих новому государственному менеджменту?
- Суть государственного управления - выявить проблемы, которые мешают жить хорошо, и выявить возможности, которые помогут ликвидировать эти проблемы. То есть главная задача госорганов - улучшение благосостояния населения.
Считается, что три показателя определяют судьбу страны - территория (объем, природные богатства, географическое расположение), население (человеческий фактор) и уровень управления страной, менеджмент. И если сравнить Казахстан с Японией, у нас ВВП - 7000 долларов на душу населения, у них - 56000 долларов. Ясно, что мы проигрываем из-за управления. А мы хотим войти в число 50 конкурентоспособных стран мира.
И сейчас перед нами стоит тактическая задача - переход на оказание государственных услуг. Они должны быть конкретно очерчены, закреплены, народ должен знать, какие услуги ему призван оказать чиновник, которого государство наняло как менеджера. Поэтому идет разработка стандарта и регламента госуслуг. При этом у государственного менеджера нелегкий труд - он должен все анализировать и принимать эффективные решения. Если должность занимает специалист, профессионал, то отдача выше. Не зря мы по программе "Болашак" учим молодежь в передовых странах мира. В ближайшие 3-4 года в Казахстане появится пласт хороших профессионалов. Они уже есть, в Астане, в Правительстве много молодых профессиональных управленцев, менеджеров, энергичных, мыслящих и работающих по-новому.
Итак, успешное выполнение задачи невозможно без профессионализма государственных служащих, без системного подхода к проблеме. Когда нет системного подхода, процветают коррупция и бюрократия. Они и подрывают авторитет власти, государственной службы.
Что порождает коррупцию?
- Кстати о коррупции. Не секрет, что Казахстан занимает не лучшее место в черном списке по этому показателю. Почти каждый из нас вспомнит случай, когда пострадал от этого, не добился справедливости в госорганах. В области что ни день, то выявляют коррупционеров, особенно в правоохранительных органах. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Это не госслужащие в душе, они просто номинально считаются таковыми и позорят государство. В Казахстане должна быть объявлена настоящая война коррупции. Но только силовыми методами коррупцию не победить, нужен комплексный подход к решению данной проблемы. Особое внимание уделяется выработке и реализации системы мер, направленных на ликвидацию условий, порождающих коррупцию. Для этого постоянно изучаются и анализируются причины, ее порождающие. Так, по заказу агентства РК по делам госслужбы исследовательский центр "Сандж" провел исследования по диагностике административных барьеров при оказании госуслуг. Согласно данным центра, населением отмечены десять административных барьеров, препятствующих получению госуслуг: большие очереди (41%), оказание услуг по знакомству (38%), недоброжелательный персонал (27%), отсутствие удобного места ожидания (25%), слишком долгие сроки получения услуги (25%), необоснованное откладывание решения вопроса (25%), вымогательство (23%), отсутствие разъяснительной информации (22%), плохо организованные сотрудники (20%), большой перечень документов для оформления (19%). Имея эти данные, мы теперь особое внимание уделяем им при проверках.
Другая важная составляющая эффективной борьбы - гласность. В целях большего выявления и пресечения проявлений коррупции все проверки планируем проводить с участием представителей союза предпринимателей "Атамекен", журналистов, регулярно проводить опросы среди потребителей услуг проверяемых органов.
|