Форма входа

Календарь новостей

«  Февраль 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829

Мини-чат

300



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Пятница, 21.02.2020, 11:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Главная | Регистрация | Вход
Главная » 2008 » Февраль » 7 » Долг платежом страшен
Долг платежом страшен
07:14
Валовой внешний долг Казахстана превысил допустимые нормы и таит в себе угрозу для отечественной экономики. Последствия страна ощутит уже в этом году, отмечает в интервью "&" председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Омархан Оксикбаев.

– Омархан Нуртаевич, какой международный опыт в вопросах мониторинга и управления госдолгом применим в Казахстане?

– На различия в полномочиях и особенностях организации работы высших органов финансового контроля тех или иных стран накладываются различия в подходах к управлению госдолгом. Это нормативно-правовое регулирование, особенности его институционального закрепления, практикуемые системы подотчетности и, наконец, степень актуальности вопросов заимствования. Именно поэтому, выстраивая нашу работу, особенно по новым направлениям, мы всесторонне изучаем опыт зарубежных стран и стараемся адаптировать наиболее подходящие, наиболее оправданные для нас подходы.

Должен сказать, что Счетный комитет, конечно, изучает методы контроля, используемые зарубежными коллегами, но у себя мы еще в 2005 году ввели механизмы анализа и контроля за управлением внешним госдолгом. Акцент был сделан на то, чтобы четко знать, насколько сегодня наши внешние долги мониторятся правительством, насколько четко они регулируются и насколько они эффективны. В 2005 году мы дали принципиальную оценку, что не только гарантированный государством долг, но и в целом валовой долг превысил все критические отметки. И это таит в себе определенные угрозы нашей экономике.

Мы рекомендовали правительству разработать механизмы по ограничению этих долгов. Вообще, наше правительство взяло за правило отслеживать динамику государственного долга, но ослабило внимание к валовому внешнему долгу, и когда мы начали говорить, что допустимые нормы превышаются, правительство заявило, что это межфирменные долги. Однако, когда мы начали разбираться, выяснилось, что межфирменные долги составили только 28%. Львиная же доля приходилась на заимствования тех структур, которые в большей степени зависимы от государства. Это нацкомпании, банки второго уровня, госинституты развития, которые, пользуясь высокими суверенными рейтингами, брали дешевые кредиты. И поскольку в этих структурах есть и государственная доля, то, естественно, повышаются риски перекладывания их долгов на бюджет страны, на активы государства. А ведь когда правительство идет на внешние заимствования, оно втягивает в долговую яму будущие поколения.

– Но в мире трудно найти страну, у которой нет долгов...

– Внешние заимствования при умелом управлении являются эффективным механизмом. Государство не должно замыкаться в себе, оно должно привлекать внешний капитал и содействовать росту внутреннего капитала. Сейчас госдолг оправдан, он работает на нашу экономику. Но есть некоторые позиции, по которым, как мы считаем, применяемые подходы должны быть пересмотрены кардинально.

В последние годы для реализации отдельных инвестиционных проектов правительство использовало новую форму долговых обязательств – договоры поручительства, то есть процедуры, которые до 2007 года не были предусмотрены бюджетным законодательством. Появились проекты, про которые говорят, что они реализуются за счет вовлечения частного капитала, хотя мы ясно видим, что никакого частного капитала там нет. Это прежде всего строительство железной дороги Шар – Усть-Каменогорск. В 2005 году Минфин заключил договор по предоставлению поручительства для строительства и эксплуатации этой ветки. Для реализации проекта было организовано АО "Досжан темир жолы" с частной формой собственности. В результате Минфин несет субсидиарную ответственность за исполнение обязательств этим АО перед АТФ Банком на сумму 21,4 млрд. тенге. То есть вопреки бюджетному законодательству было дано поручительство, и через поручительство в проект вовлекли деньги государственных пенсионных фондов. Иными словами, фонды вложили свои средства в строительство железной дороги, приобретя акции подрядной организации.

Аналогичный договор поручительства был подписан Минфином в январе 2006 года для строительства и эксплуатации межрегиональной линии электропередачи "Северный Казахстан – Актюбинская область" на сумму 15,7 млрд. тенге. Для реализации проекта также было учреждено частное АО "Батыс транзит".

Кроме того, проведя финансовую экспертизу проекта строительства Мойнакской ГЭС, Минфин заявил, что финансовое состояние АО "Мойнакская ГЭС" неустойчивое. В то же время налицо вероятность выполнения обязательств государства в рамках предоставленных гарантий. Однако, несмотря на это, Минфин на основании постановления правительства от 21 ноября 2005 года подписывает соглашение о предоставлении государственной гарантии на сумму $25 млн.

Эти факты говорят о том, что государственные гарантии в некоторых случаях предоставлялись хозяйствующим субъектам с частной формой собственности и неустойчивым экономическим положением. А при должном управлении рисками подобные случаи исключаются автоматически.

– В 2005 году Счетный комитет отмечал, что лимит правительственного долга и лимит предоставления государственных гарантий ежегодно растут. Каковы сегодня тенденции управления лимитом госдолга?

– До 2006 года наблюдалась тенденция ежегодного увеличения лимита предоставления государственных гарантий. Если в 2005 году лимит составил 19,5 млрд. тенге, то в 2006-м – уже 31,8 млрд. тенге. Но на 2007 год лимит утвержден в размере 11,7 млрд. тенге. Это положительный сдвиг, в который свою лепту внес и Счетный комитет.

В республиканском бюджете закладывается лимит для внешнего заимствования. В целом ситуация по госдолгу сегодня у нас позитивная, особых просроченных и вообще больших кредитов правительство не имеет. Но мы бьем тревогу по поводу стремительного роста валового внешнего долга, у нас очень много занимают нацкомпании и институты развития, очень много средств занимала "Казахстан Темир Жолы", причем у нее были краткосрочные займы, которые перекрывают один кредит другим. Мы говорили, что такие бесконтрольные заимствования могут в конечном итоге привести к определенным форс-мажорным ситуациям. Сегодня, кстати, так и случилось, и все потому, что все институты Казахстана привлекали в основном только краткосрочные займы. И почему сейчас БВУ попали в такую ситуацию? Они бесконтрольно брали краткосрочные синдицированные кредиты за рубежом – максимум на 5 лет, а чаще всего на год с пролонгацией еще на год – выдавали ипотеку, перекрывая один кредит другим, и думали, что этот процесс будет продолжаться бесконечно.

– Контролирует ли Счетный комитет процесс управления госдолгом?

– Конечно. И определенную обеспокоенность у нас вызывает рост валового внешнего долга. По последним данным Нацбанка, по итогам II квартала 2007 года госдолг превысил отметку $92 млрд. Долг страны на душу населения составил более $4 тыс., а по отношению к ВВП – 101,1%. Это, конечно, угрожает экономике. Последствия мы увидим уже в нынешнем году, потому что банки, не имея свободных ресурсов, не смогут выдавать крупные кредиты бизнесу, что приведет к замедлению деловой активности.

Также мы рекомендовали обратить внимание на проблему эффективности использования внешних займов. Сейчас в стране реализуется ряд проектов с привлечением грантов и кредитов таких международных институтов, как Всемирный банк, ЕБРР, Исламский и Азиатский банки развития, Саудовский фонд развития, Фонд развития Абу-Даби, Японский банк международного сотрудничества.

Проведенные нами проверки в сфере строительства и реконструкции автомобильных дорог, в строительстве международного аэропорта в Астане, в ряде проектов агропромышленного сектора вызывают серьезные сомнения в целесообразности и эффективности использования заемных средств. К сожалению, тем самым наносится двойной ущерб экономическим интересам государства. С одной стороны, существует долговое бремя, на которое еще и набегают проценты, с другой – не достигаются цели, для которых, в принципе, и осуществлялось заимствование.

В связи с сокращением внешних заимствований банков второго уровня из-за снижения кредитных рейтингов, возможно, в этом году внешний валовой долг будет уменьшаться, что, кстати, не исключает необходимости решения проблемы повышения эффективности долговой политики государства. А приоритетом коммерческих банков останется погашение ранее взятых кредитов, что, естественно, скажется на их участии в кредитовании реального сектора.
 
 
Источник: www.nomad.su
Просмотров: 1122 | Добавил: webobzor | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2020